особенности конкурсов
Разберемся с тем, что форма заявки не везде одинаковая и в самом начале работы нужно помнить, что за конкурс перед нами и какие в нем скрыты особенности.

ФПГ: поддерживаются не идеи и не творчество, а реальные изменения в жизнях людей.

ФПГ поддерживает не идеи, а системные проекты, которые дают осязаемый социальный эффект для конкретных людей.


Это ключевое отличие ФПГ от, например, ПФКИ (Фонд культурных инициатив), где акцент на креатив и искусство, а не на социализацию.

13 приоритетных тематик:

  1. Социальное обслуживание, поддержка и защита граждан. Поддержка уязвимых групп, людей с ОВЗ, пожилых, бездомных, реабилитация, социнтеграция, помощь пострадавшим.
  2. Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни. Профилактика болезней, ЗОЖ, донорство, помощь больным, спорт (непроф.), помощь людям с зависимостями.
  3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Поддержка многодетных, профилактика сиротства, помощь родителям с ОВЗ, постинтернатное сопровождение.
  4. Развитие молодежных проектов. Вовлечение молодежи в развитие территорий, добровольчество, профориентация, краеведение, экология.
  5. Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения. Инновации в образовании, поддержка педагогов и ученых, просветительские и инклюзивные инициативы.
  6. Сохранение исторической памяти. Поисковые работы, патриотическое воспитание, музеи, реконструкции, память жертв политических репрессий.
  7. Защита прав и свобод человека и гражданина. Правовое просвещение, помощь заключённым и освободившимся, юридическая помощь.
  8. Охрана окружающей среды и защита животных. Экокультура, защита животных, леса, воды, сбор мусора, тушение пожаров.
  9. Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия. Интеграция мигрантов, дружба народов, помощь беженцам, медиация в конфликтах.
  10. Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников за рубежом. Международные проекты, обучение, стажировки, защита прав соотечественников за границей.
  11. Развитие институтов гражданского общества. Поддержка и развитие НКО, акселераторы, добровольчество, оценка эффективности, инфотехнологии.
  12. Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства. Конкурсы, фестивали, поиски и продвижение молодежи в творческих профессиях (иногда пересекается с ПФКИ).
  13. Информационная, консультационная и методическая поддержка НКО. Поддержка ресурсных центров, обучение, тиражирование успешных практик.
В чем сила и возможности
Можно реализовать масштабный проект.
ФПГ – один из крупнейших источников НКО-финансирования.
МАНТРА ФПГ
Проблема
Причины
Задачи
Цель
Мероприятия
Результат
Эффект
Фокус – на системное изменение
Не одноразовая акция, а логика: «проблема → решение → эффект».
Упор на устойчивость: что останется после завершения проекта? Действительно ли мы сможем решить этими мероприятиями поставленную проблему?
🧠 Как формулировать задачи проекта для заявки на конкурс ФПГ
Всё начинается с анализа проблемы
Перед тем как писать задачи, нужно разобрать проблему по слоям.

📌 Проблема = конкретная негативная ситуация, которая существует у конкретной группы людей в конкретном месте.

Пример проблемы:
У подростков в сельском районе N высокий уровень цифрового неравенства, что ограничивает их образовательные и карьерные перспективы.
Актуальность должна "кричать" данными
Используйте местную статистику, письма поддержки от органов власти/соцслужб.
2. Выявляем причины проблемы

Проблема не возникает из ниоткуда - у неё всегда есть причины.
Хороший грантрайтер делает исследование, чтобы понять: почему.

Причины нужно разделить:

Что мы можем решить

Примеры

Причины, которые можем устранить

- Отсутствие навыков у подростков

- Недоступность бесплатного Wi-Fi

- Отсутствие у учителей навыков цифровой грамотности

Причины, которые не можем устранить

- Финансирование образования на уровне региона

- Общий уровень доходов семей


💡 Нельзя бороться со всем сразу. Поэтому задачи проекта должны касаться только тех причин, которые реально решаемы силами вашей организации.

3. Задачи = устранение конкретных причин

Задача — это то, что ваша команда сделает, чтобы устранить причину проблемы.

Как правильно:

«Повысить уровень цифровой грамотности у подростков 14–17 лет в селе N»
«Организовать доступ к цифровым ресурсам в удалённых сёлах района»
«Повысить мотивацию подростков к использованию технологий для образования»

Как неправильно:

«Решить проблему цифрового неравенства» — это цель, а не задача
«Провести мастер-классы» — это мероприятие, а не задача

4. Мероприятия к каждой задаче (негласное правило)

Эксперты ФПГ ожидают, что под каждую задачу будет минимум 3 мероприятия. Это неофициальное, но устойчивое правило.

Мероприятия = конкретные действия, которые реализуются в рамках задачи.

Пример:

Задача: Повысить уровень цифровой грамотности у подростков 14–17 лет

Мероприятия:

  1. Проведение 10 онлайн-курсов по цифровым навыкам
  2. Обучение 2 наставников среди местных педагогов
  3. Проведение хакатона или мини-чемпионата по ИТ среди подростков

📋 5. Что получится в идеале:

Проблема

Причины

Задачи

Мероприятия

Высокий уровень цифрового неравенства у подростков в селе

- Нет навыков

- Нет доступа к ресурсам

- Отсутствие мотивации

- Повысить цифровую грамотность

- Обеспечить доступ к ресурсам

- Повысить мотивацию

- Курсы

- Наставничество

- Создание открытой Wi-Fi точки

- Хакатон

- Медиапроект с участием подростков



Резюме — алгоритм формулировки задач:

  1. Опиши проблему
  2. Проанализируй её причины
  3. Отдели управляемые причины от неуправляемых.
  4. Преврати управляемые причины в задачи
  5. Под каждую задачу минимум 3 конкретных мероприятия, отражающих, как вы её решите.
Проект должен быть “человечным”
В описаниях акцент на том, как конкретным людям станет лучше. Избегайте канцелярита. Используйте "истории героев", через которых раскрывается суть проблемы.
🧠 Как формулировать количественные показатели в заявке ФПГ
Цифра = всегда про людей
🔑 Принцип:

Все показатели должны быть о людях.

Не "мероприятие ради мероприятия", а сколько людей реально приняли участие.

Пример:

15 мастер-классов - не самоцель, важно: кто на них был и что получил.

Участники не менее 15 мастер-классов по повышению цифровой грамотности
(способ подтверждения: списки регистрации, фотофиксация): 225 человек

Почему так писать правильно?

  1. Видно действие: мастер-классы, обучение, семинар.
  2. Показан результат: не просто "провели", а "приняли участие 225 человек".
  3. Есть проверяемость: эксперту сразу понятно, как вы подтвердите — списки, фото, статистика.
Бюджет
Без завышений, с комментариями. Прозрачность – приоритет.

Софинансирование – ваш плюс. Но стандартный запрос на 50% должен подвергаться точной проверке на предмет завышенных и необоснованных статей.

Давайте разберем на примере объяснения от эксперта Фонда:

"Бюджет - это свод всех необходимых затрат на реализацию всех запланированных вами мероприятий и оплату работы команды, которая подготовит и проведёт эти мероприятия. А дальше деление его на собственные средства, включающие все виды помощи партнёров, и запрашиваемые недостающие средства в виде гранта.

Большая ошибка, пытаться делать софинансирование более 50 процентов, завышая или не достаточно обосновывая его, чтобы получить 9-10 баллов по этому критерию. Даже имея 60 %, получите 9 баллов, учитывая коэффициент 0,5, это будет 4,5 балла. При софинансировании 30%,хорошо обоснованного, эксперт поставит 8, будет 4 балла. Но если вы плохо обосновали 60%, он по методике поставит вам 5 баллов, за необоснованность, будет 2,5 в итоге, и ещё снизит оценки по реалистичности, бюджет необоснованно завышен, в части софинансирования, и по соотношению, потому что бюджет необоснованно завышен. Вот к чему приводят такие попытки."
Открытость и цифровое присутствие
Обязательно укажите активные соцсети, сайт. Выкладывайте отчёты, кейсы, партнёрства.

ПФКИ: один из ключевых инструментов поддержки проектов в сфере культуры, искусства и креативных индустрий

В ПФКИ Фокус на культуру и креативные индустрии. Поддержка проектов в области искусства, литературы, кино, театра, дизайна, новых медиа, образовательных программ в сфере культуры.
Яркая, художественная, творческая составляющая.

В основе проекта творческая идея, направленная на формирование и продвижение ценностей и смыслов.

Проект в этом конкурсе - ответ на вопрос какие инструменты и методы донесение смыслов и ценностей мы используем, как творческие подходы в этом помогут.
Проблема - необязательно драматична, это может быть потребность
может быть неявной, но она есть
Может начаться с идеи
90% проектов в этой области начинаются с идеи