2. Выявляем причины проблемыПроблема
не возникает из ниоткуда - у неё всегда есть причины.
Хороший грантрайтер делает
исследование, чтобы понять:
почему. Причины нужно разделить:
Что мы можем решить | Примеры |
Причины, которые можем устранить | - Отсутствие навыков у подростков - Недоступность бесплатного Wi-Fi - Отсутствие у учителей навыков цифровой грамотности |
Причины, которые не можем устранить | - Финансирование образования на уровне региона - Общий уровень доходов семей |
💡 Нельзя бороться со всем сразу. Поэтому задачи проекта должны касаться только тех причин, которые реально решаемы силами вашей организации.
3. Задачи = устранение конкретных причинЗадача — это то, что ваша команда сделает, чтобы устранить причину проблемы.
Как правильно:«Повысить уровень цифровой грамотности у подростков 14–17 лет в селе N»
«Организовать доступ к цифровым ресурсам в удалённых сёлах района»
«Повысить мотивацию подростков к использованию технологий для образования»
Как неправильно:«Решить проблему цифрового неравенства» — это
цель, а не задача
«Провести мастер-классы» — это
мероприятие, а не задача
4. Мероприятия к каждой задаче (негласное правило)Эксперты ФПГ ожидают, что
под каждую задачу будет минимум 3 мероприятия. Это неофициальное, но устойчивое правило.
Мероприятия = конкретные действия, которые реализуются в рамках задачи.Пример:
Задача: Повысить уровень цифровой грамотности у подростков 14–17 лет
Мероприятия:
- Проведение 10 онлайн-курсов по цифровым навыкам
- Обучение 2 наставников среди местных педагогов
- Проведение хакатона или мини-чемпионата по ИТ среди подростков
📋 5. Что получится в идеале:
Проблема | Причины | Задачи | Мероприятия |
Высокий уровень цифрового неравенства у подростков в селе | - Нет навыков - Нет доступа к ресурсам - Отсутствие мотивации | - Повысить цифровую грамотность - Обеспечить доступ к ресурсам - Повысить мотивацию | - Курсы - Наставничество - Создание открытой Wi-Fi точки - Хакатон - Медиапроект с участием подростков |
Резюме — алгоритм формулировки задач:- Опиши проблему
- Проанализируй её причины
- Отдели управляемые причины от неуправляемых.
- Преврати управляемые причины в задачи
- Под каждую задачу минимум 3 конкретных мероприятия, отражающих, как вы её решите.